Либидо

Половое влечение представляет собой базовый компо­нент, инициирующий весь копулятивный цикл. Даже при от­сутствии жалоб на его расстройства специалист, занимаю­щийся лечением сексуальных нарушений, должен обра­щать пристальное внимание на диагностику его состояния. Необходимость этого определяется тем, что названное влечение является энергетикой секса.

В специальной литературе в качестве синонима понятия «половое влечение» часто используется термин «либидо» (ударение следует делать на втором слоге). Однако эти по­нятия не следует считать тождественными, так как их се­мантика совпадает лишь частично. Кроме того, термин «ли­бидо» несет определенную идеологи­ческую нагрузку, так как прочно связан с психоаналитичес­ким подходом к осмыслению психических процессов.

Известно, что многие первоначальные положения 3. Фрейда с течением времени претерпевали определен­ные изменения. Так случилось и с понятием «либидо», которое изначально обозначало лежащую в основе всех сексуальных проявлений индивида психическую энергию. В своей работе «Три очерка по теории сексуальности», уви­девшей свет в 1905 г., автор, в частности, отмечал, что либидо «... следует отличать от энергии, которая вообще лежит в основе душевных процессов, так как оно имеет осо­бое происхождение и особый качественный характер, обус­ловленный особым химизмом сексуальных процессов в организме». В дальнейшем в своей книге «Я и Оно», которая впервые была опубликована в 1923 г., 3. Фрейд рассматривает два влечения: сексуальное, или эрос (вле­чение к жизни), и влечение к смерти. К первому он относит теперь «... не только подлинное незадержанное половое влечение и производные от него целесообразно подавленные, сублимированные влечения, но также инстинкт само­сохранения...» . В лекциях по введению в психоанализ, написанных в начале 30-х годов, автор также называл пер­вый род влечений сексуальными в широком смысле . Если влечение к жизни стремится усложнить и сохранить ее, то задачей влечения к смерти является возвращение всех живых организмов в безжизненное состояние. За этим понятием в последующем утвердилась роль энергии, доступной влечению к жизни (инстинктам жизни), в то вре­ мя как энергия влечения к смерти (инстинкта смерти, агрес­сивного инстинкта) не получила специального названия . Во фрейдовском употреблении термина «либидо» предпо­лагается, что эта энергия количественно измерима и харак­теризуется «подвижностью».

Основатель психоанализа разли­чает Я-либидо и объект-либидо. Если о последнем следует говорить в том случае, когда либидо концентрируется на определенных объектах, фиксируется на них или же остав­ляет эти объекты и переключается на другие, то о первом речь идет тогда, когда либидо, будучи отнятым от субъек­тов, спустя некоторый промежуток времени, в течение кото­рого оно находилось в свободном состоянии, возвращает­ся к «Я». Я-либидо в отличие от объект-либидо получило также название нарциссического. Это последнее является большим резервуаром, из которого исходят привязанности к объектам и в который они снова возвращаются.

Важным в психоанализе является такое понятие, как «вязкость либидо».

Для его обозначения 3. Фрейд исполь­зует несколько близких ему по смыслу слов (прилипчи­вость, способность к фиксации, цепкость, вязкость, инер­ция). Чаще всего встречаются два последних термина. Дан­ное понятие было введено 3. Фрейдом в работе «Три очер­ка по теории сексуальности», где он, в частности, определя­ет вязкость либидо как повышенную стойкость впечатлений сексуальной жизни, способность к их фиксации. Названное свойство отражается на лечебном процессе. Это происхо­дит вследствие того, что люди, для которых оно характерно, никак не могут решиться переместить «либидинальные нагрузки» с одного объекта на другой. Вязкость, по мнению 3. Фрейда, может стать помехой в лечении, значительно за­медляя его. Она является конституциональным фактором, воздействие которого усиливается с возрастом . Вяз­кость либидо, по-видимому, обусловлена психической инер­цией.

В ряде случаев прочная фиксация условнорефлекторно обусловленных парафилий (расстройств сексуального предпочтения) с позиций психоанализа может расценивать­ся как следствие вязкости либидо с трудностью его пере­ ключения на нормальные объекты влечения. В лекциях по введению в психоанализ 3. Фрейд пишет, что упорство, с которым либидо держится за определенные направления и объекты (его прилипчивость), представляется самостоя­тельным, индивидуально изменчивым, совершенно неиз­вестно от чего зависящим фактором. Он отмечает, что еще до психоанализа было известно, что в анамнезе лиц с сек­суальными извращениями весьма часто встречается очень раннее впечатление ненормальной направленности влече­ния или выбора объекта, на котором либидо этого человека застряло на всю жизнь . Вязкость либидо играет роль и в механизмах задержки и регрессии - одного из психологических механизмов, целью которого, как и всех других, является снижение эмоцио­нального напряжения. В первом случае какие-то компонен­ты функции либидо могут надолго задержаться на ранних ступенях. Опасность этого состоит в том, что более разви­тые компоненты, которые в своем развитии пошли дальше других, легко могут вернуться на одну из более ранних ступеней, что и носит название регрессии. Она случается тогда, когда достижение цели удовлетворения стремления, проявляющегося в более высокоразвитой форме, наталки­вается на серьезные внешние препятствия. 3. Фрейд отме­чает, что в связи с этим напрашивается предположение, что фиксация и регрессия не совсем независимы друг от друга. «Чем прочнее фиксация на пути развития, тем ско­рее функция отступит перед внешними трудностями, регрессируя до этих фиксаций, т.е. тем неспособнее к сопро­тивлению внешним препятствиям для ее выполнения ока­жется сформированная функция». Прибегая для нагляднос­ти к метафоре, автор пишет, что если кочевой народ оста­вил на стоянках на своем пути сильные отряды, то ушед­шим вперед естественно вернуться к этим стоянкам, если они будут разбиты или встретятся с превосходящим их по силе противником. Однако чем больше людей из своего числа этот народ оставил на своем пути, тем скорее он окажется в опасности потерпеть поражение .

Вязкость либидо, обусловливающая его задержку, свя­занную с фиксацией либидо на более ранней стадии, лежит в основе устойчивых патологических сексуальных стереоти­пов, которые могут быть следствием многолетней мастур­бации. В этих случаях проведение полового акта невозмож­но или же он осуществляется при нарушенных характе­ристиках, в то время как мастурбация может доставлять большое наслаждение, а ее осуществление не сопровожда­ется нарушением функциональных показателей (полового влечения, эрекции и др.).

Определение

Слово «либидо» (лат. libido - сильное желание, страст­ное влечение, обыкновенно в смысле полового влечения) было заимствовано 3. Фрейдом у А. Молля (Untersuchungen Uberdie Libido sexualis, vol.1, 1898).

Оно многократно встре­чается в письмах и рукописях, посланных Флиссу. В «либидо» Молль выделил два компонента: стремле­ние к прикосновению, побуждающее к физическому (объя­тия, поцелуи) и духовному общению с другой особой (в нор­мальных условиях - с особой противоположного пола), и стремление к расслаблению, побуждающее к достижению изменений в половых органах, связанных с вазомоторными и мышечными процессами, следующими за эякуляцией у мужчин и оргазмом у обоих полов.

Понятие «либидо» разрабатывалось не только 3. Фрей­дом, но также другими психоаналитиками и не только ими. В книге Карла Юнга «ЛИБИДО, его метаморфозы и симво­лы» отмечается, что главным источником для истории понятия libido являются «Три очерка по теории сексуальнос­ти» 3. Фрейда, где термин libido использован в первона­чальном медицинском смысле, означая половое влечение. Позднее, сообщает автор, употребление понятия libido ви­доизменилось: область его применения расширилась. К. Юнг утверждает, что 3. Фрейд одновременно с ним был вы­нужден расширить объем данного понятия. Этот процесс происходил осторожно и неторопливо, что вполне уместно в отношении столь трудной проблемы .

Хотя А. Молль, предложивший термин «либидо», а затем первоначально 3. Фрейд, позаимство­вавший его у Молля, отождествляли либидо с половым вле­чением, в дальнейшем это понятие, приобрело более сложную и многомерную трактовку.

Раскрыть комментарии 0
Пока к этой статье нет комментариев
Комментировать

Чтобы оставить комментарий , Вам необходимо Авторизоваться или пройти Регистрацию