Половое влечение представляет собой базовый компонент, инициирующий весь копулятивный цикл. Даже при отсутствии жалоб на его расстройства специалист, занимающийся лечением сексуальных нарушений, должен обращать пристальное внимание на диагностику его состояния. Необходимость этого определяется тем, что названное влечение является энергетикой секса.
В специальной литературе в качестве синонима понятия «половое влечение» часто используется термин «либидо» (ударение следует делать на втором слоге). Однако эти понятия не следует считать тождественными, так как их семантика совпадает лишь частично. Кроме того, термин «либидо» несет определенную идеологическую нагрузку, так как прочно связан с психоаналитическим подходом к осмыслению психических процессов.
Известно, что многие первоначальные положения 3. Фрейда с течением времени претерпевали определенные изменения. Так случилось и с понятием «либидо», которое изначально обозначало лежащую в основе всех сексуальных проявлений индивида психическую энергию. В своей работе «Три очерка по теории сексуальности», увидевшей свет в 1905 г., автор, в частности, отмечал, что либидо «... следует отличать от энергии, которая вообще лежит в основе душевных процессов, так как оно имеет особое происхождение и особый качественный характер, обусловленный особым химизмом сексуальных процессов в организме». В дальнейшем в своей книге «Я и Оно», которая впервые была опубликована в 1923 г., 3. Фрейд рассматривает два влечения: сексуальное, или эрос (влечение к жизни), и влечение к смерти. К первому он относит теперь «... не только подлинное незадержанное половое влечение и производные от него целесообразно подавленные, сублимированные влечения, но также инстинкт самосохранения...» . В лекциях по введению в психоанализ, написанных в начале 30-х годов, автор также называл первый род влечений сексуальными в широком смысле . Если влечение к жизни стремится усложнить и сохранить ее, то задачей влечения к смерти является возвращение всех живых организмов в безжизненное состояние. За этим понятием в последующем утвердилась роль энергии, доступной влечению к жизни (инстинктам жизни), в то вре мя как энергия влечения к смерти (инстинкта смерти, агрессивного инстинкта) не получила специального названия . Во фрейдовском употреблении термина «либидо» предполагается, что эта энергия количественно измерима и характеризуется «подвижностью».
Основатель психоанализа различает Я-либидо и объект-либидо. Если о последнем следует говорить в том случае, когда либидо концентрируется на определенных объектах, фиксируется на них или же оставляет эти объекты и переключается на другие, то о первом речь идет тогда, когда либидо, будучи отнятым от субъектов, спустя некоторый промежуток времени, в течение которого оно находилось в свободном состоянии, возвращается к «Я». Я-либидо в отличие от объект-либидо получило также название нарциссического. Это последнее является большим резервуаром, из которого исходят привязанности к объектам и в который они снова возвращаются.
Для его обозначения 3. Фрейд использует несколько близких ему по смыслу слов (прилипчивость, способность к фиксации, цепкость, вязкость, инерция). Чаще всего встречаются два последних термина. Данное понятие было введено 3. Фрейдом в работе «Три очерка по теории сексуальности», где он, в частности, определяет вязкость либидо как повышенную стойкость впечатлений сексуальной жизни, способность к их фиксации. Названное свойство отражается на лечебном процессе. Это происходит вследствие того, что люди, для которых оно характерно, никак не могут решиться переместить «либидинальные нагрузки» с одного объекта на другой. Вязкость, по мнению 3. Фрейда, может стать помехой в лечении, значительно замедляя его. Она является конституциональным фактором, воздействие которого усиливается с возрастом . Вязкость либидо, по-видимому, обусловлена психической инерцией.
В ряде случаев прочная фиксация условнорефлекторно обусловленных парафилий (расстройств сексуального предпочтения) с позиций психоанализа может расцениваться как следствие вязкости либидо с трудностью его пере ключения на нормальные объекты влечения. В лекциях по введению в психоанализ 3. Фрейд пишет, что упорство, с которым либидо держится за определенные направления и объекты (его прилипчивость), представляется самостоятельным, индивидуально изменчивым, совершенно неизвестно от чего зависящим фактором. Он отмечает, что еще до психоанализа было известно, что в анамнезе лиц с сексуальными извращениями весьма часто встречается очень раннее впечатление ненормальной направленности влечения или выбора объекта, на котором либидо этого человека застряло на всю жизнь . Вязкость либидо играет роль и в механизмах задержки и регрессии - одного из психологических механизмов, целью которого, как и всех других, является снижение эмоционального напряжения. В первом случае какие-то компоненты функции либидо могут надолго задержаться на ранних ступенях. Опасность этого состоит в том, что более развитые компоненты, которые в своем развитии пошли дальше других, легко могут вернуться на одну из более ранних ступеней, что и носит название регрессии. Она случается тогда, когда достижение цели удовлетворения стремления, проявляющегося в более высокоразвитой форме, наталкивается на серьезные внешние препятствия. 3. Фрейд отмечает, что в связи с этим напрашивается предположение, что фиксация и регрессия не совсем независимы друг от друга. «Чем прочнее фиксация на пути развития, тем скорее функция отступит перед внешними трудностями, регрессируя до этих фиксаций, т.е. тем неспособнее к сопротивлению внешним препятствиям для ее выполнения окажется сформированная функция». Прибегая для наглядности к метафоре, автор пишет, что если кочевой народ оставил на стоянках на своем пути сильные отряды, то ушедшим вперед естественно вернуться к этим стоянкам, если они будут разбиты или встретятся с превосходящим их по силе противником. Однако чем больше людей из своего числа этот народ оставил на своем пути, тем скорее он окажется в опасности потерпеть поражение .
Вязкость либидо, обусловливающая его задержку, связанную с фиксацией либидо на более ранней стадии, лежит в основе устойчивых патологических сексуальных стереотипов, которые могут быть следствием многолетней мастурбации. В этих случаях проведение полового акта невозможно или же он осуществляется при нарушенных характеристиках, в то время как мастурбация может доставлять большое наслаждение, а ее осуществление не сопровождается нарушением функциональных показателей (полового влечения, эрекции и др.).
Слово «либидо» (лат. libido - сильное желание, страстное влечение, обыкновенно в смысле полового влечения) было заимствовано 3. Фрейдом у А. Молля (Untersuchungen Uberdie Libido sexualis, vol.1, 1898).
Оно многократно встречается в письмах и рукописях, посланных Флиссу. В «либидо» Молль выделил два компонента: стремление к прикосновению, побуждающее к физическому (объятия, поцелуи) и духовному общению с другой особой (в нормальных условиях - с особой противоположного пола), и стремление к расслаблению, побуждающее к достижению изменений в половых органах, связанных с вазомоторными и мышечными процессами, следующими за эякуляцией у мужчин и оргазмом у обоих полов.
Понятие «либидо» разрабатывалось не только 3. Фрейдом, но также другими психоаналитиками и не только ими. В книге Карла Юнга «ЛИБИДО, его метаморфозы и символы» отмечается, что главным источником для истории понятия libido являются «Три очерка по теории сексуальности» 3. Фрейда, где термин libido использован в первоначальном медицинском смысле, означая половое влечение. Позднее, сообщает автор, употребление понятия libido видоизменилось: область его применения расширилась. К. Юнг утверждает, что 3. Фрейд одновременно с ним был вынужден расширить объем данного понятия. Этот процесс происходил осторожно и неторопливо, что вполне уместно в отношении столь трудной проблемы .
Хотя А. Молль, предложивший термин «либидо», а затем первоначально 3. Фрейд, позаимствовавший его у Молля, отождествляли либидо с половым влечением, в дальнейшем это понятие, приобрело более сложную и многомерную трактовку.
Чтобы оставить комментарий , Вам необходимо Авторизоваться или пройти Регистрацию