Сексология в древности

Первобытный человек не был безразличен к сексуальной сфере. Правда, существует очень мало данных о представлениях и образе, жизни пещерных людей, но и те, которыми мы располагаем, свиде­тельствуют об этом достаточно явно. Наскальные рисунки раннего палеолита (1 млн. - 100 000 лет до н. э.), к которому относят пер­вый этап развития человеческой культуры, свидетельствуют о том что пещерный человек уже имел представления о любви и смерти и связывал оба эти явления с жизнью человека. В более поздние, периоды палеолита (100000-8000 лет до н. э.) не только рисунки на стенах пещер, но и мифы и культы населения почти всех регио­нов земли подтверждают, что вопросы сексуальности всегда обра­щали на себя внимание человека. Конечно, в тех условиях внима­ние обращалось не на поведение, связанное с сексуальным возбуж­дением, а на таинственные явления оплодотворения, сохранение и умножение потомства, что обеспечивало существование человека как вида.

Конечно, интерпретация свидетельств тех времен не может быть однозначной, однако на основании наскальных рисунков мож­но предположить, что первобытный человек почитал крупные формы тела. У него была также потребность отображать сексуаль­ный контакт в ритуалах, о чем свидетельствует дошедший до нас рисунок, на котором изображены два человека, совершающие по­ловой акт в положении сидя. Кроме того, первобытные люди стремились выражать сексуальность в символической форме, что под­тверждают рисунок, изображающий женщину с фаллосом, а также, многочисленные мифы и предания, в которых фигурируют двупо­лые существа (андрогины). Они являлись символами плодородия. почти во всех источниках, начиная от древнеегипетских и древне-­индийских и кончая свидетельствами Геродота и Плутарха.

В древности, как в западной, так и в китайской, индийской и арабской культурах, задавались вопросом о ценности сексуально­сти, пытались классифицировать различное сексуальное поведение· с философско-этической, религиозной и даже сексологической то­чек зрения. Интересны медицинские, естественно-научные и пра­вовые описания, касающиеся различных вопросов сексуальности, в том числе сексуальные обычаи разных народов.

Влияние мифологии на развитие сексологии особенно ярко про­является заимствовании имен для обозначения соответствующих органов, функций или сексуальных расстройств. Так, женские ге­ниталии называли раковиной Афродиты (раковина символизиро­вала тайну оплодотворения; Афродита же родилась из морской пены). До сих пор распространено название "клитор" для обоэна­чения похотника (Клиторис, дочь Мирмидона, была так мала, что Зевс был вынужден превратиться в муравья, чтобы сблизиться с нею) . Особенно же часто использовали мифологические названия представители психоанализа для обозначения различных ком­плексов.

Солон (VII-VI век дон. э.), афинский законодатель и поли­тик, причисляемый за свой ум к семи древнегреческим мудрецам, провел ряд законодательных, хозяйственных и общественных ре­форм, в частности, была регламентирована проституция. Законо­дательство Солона впервые стало рассматривать проституцию как общественный институт. В Афинах, в соответствии со взглядами Солона, сексуальная связь с подростками рассматривалась как наиболее безвредная форма сексуального удовлетворения, имею­щая и воспитательное значение в силу общения с приятелями. Считалось, что гомосексуальные наклонности связаны с эстети­кой, этикой, интеллигентностью и мужеством.

Гомосексуальные пары совершали паломничества к могиле Ялноса, возлюбленного, Геркулеса, чтобы там принести клятву в вечной любви. Даже сре­ди богов бытовала педерастия. Однако такой род любви был запрещен рабам, так как их хозяева были заинтересованы в том, чтобы рабы имели потомство.

Впоследствии, уже в IV веке до н. э.,. император Константин, руководствуясь религиозными и полити­ческими мотивами, ввел смертную казнь за гомосексуализм.. Еще ранее древние евреи отвергли однополые связи, которые не приводили к приумножению рода, а гомосексуа­лизм был осужден и карался смертью.

Из философов древности, рассматривавших проблемы сексоло­rии главным образом с этической точки зрения, следует назвать создателей крупных философских систем - Платона и Аристотеля, ,а также основоположников гедонизма - Аристиппа и Эпикура. Многие вопросы связывал с проблемой любви Платон (V­ - IV век до н. э.). Ни один философ не придавал Эросу столь боль­шого значения, как Платон. Природа этого Эроса была далека от приписываемой ему легендой исключительно "платонической", ду­ховной сущности. Он не отделял любовь сексуальную от телесной. Наука определяет сущность Эроса термином "эротизм" - как в физическом, так и в психическом плане, не ограничиваясь таким ,образом только генитальной сексуальностью или воспроизведением потомства. В настоящее время неправильно понимают под плато­нической любовью любовь "чистую", свободную от элементов сек­суальности. Платон считал, что любовь физическая, сексуальна и преклонение перед красотой человеческого тела являются необ­ходимыми для достижения высшей духовной любви и духовного единения. Ограничение же платонической любви чисто духовными отношениями является результатом интерпретаций, восходящих к Средневековью.

Платон считал, что целью любви является не только рождение детей, т. е. он разграничивал сексуальность и чисто физический половой аRт. Он воспевал страсть и сексуальное наслаждение как источник поэтического и философского вдохновения. Любовь про­буждает возвышенные чувства и мысли, а в конечном итоге - размышление о вечной красоте. А поскольку Платон различие полов не считал необходимым условием для возниRновения любви или сексуальных связей (т. е. они могли иметь место как между- муж­чиной и женщиной, так и между двумя мужчинами или двумя женщинами), постольку, вероятно, многие гомосексуалисты до сих пор охотно ссылаются на его концепцию.

Для объяснения того факта, что люди интересуются друг дру­гом, стремятся к сексуальному, духовному и телесному единению, Платон обратился к мифу, согласно которому первоначально муж­чина и женщина были едины, т. е. представляли собой одно суще­ство (андрогина) , и лишь позднее боги, то ли за провинности людей, то ли из зависти разделили их на однополые существа.

Эти половины могут быть как гетеро, так и гомосексуальными. Этим и объясняется их взаимное стремление к духовному и телесному единению, ибо лишь такое совокупление может временно восста­новить утраченное единство - и то лишь в том случае, если одна половина найдет соответствующую ей, "свою" половину. Миф об андрогинах представляет собой попытку решить проблему разли­чия полов, следствием которого, в частности, явилась вечная недо­ступность для мужчины или женщины части (и даже половины) человечесrого опыта. Позже, в средние века, а особенно в период романтизма, эти взгляды нашли отражение в идее, будто человек может полюбить в жизни лишь одноrо человека, что связано с концепцией Платона о том:, что только одна единственная "полови­на" является истинным дополнением: дpyroro человека. Жиз­ненный опыт, однако, противоречит этому, так как люди моrут мноrократно переживать чувство любви в разных ее проявле­ниях.

Кроме того, Платон высказал мысль о том, что общество пред­ставляет собой надиндивидуальное единство и что индивидуум дол­жен быть по отношению к нему в подчиненном положении в плане взаимного расположения, единомыслия, единства чувств и поступков, т. е. он стремился упразднить моногамную семью, ввести общ­ность жен и государственную систему воспитания детей, отделен­ных от родителей.

Создателем крупной философской системы был Аристотель ( IV век до н. э.) . Он был учеником Платона, он подверг резкой критике многие его концепции, в том числе концепцию «единооб­разия» всех людей. Аристотель считал, что для блага общества как раз необходимо максимальное развитие индивидуальных способно­стей. Он рекомендовал поступать в соответствии с законами разу­ма, сдерживать свои страсти и избегать крайностей. Он предпринял также попытку объяснить явления, связанные с оплодотворением и сексуальными отклонениями. Аристотель считал, что пол овцы и козы зависит от направления ветра во время копуляции: север­ный ветер обусловливает потомство мужского пола, южный - жен­ского.

Создателем киренской философской школы был Аристипп. (V-IV век дон. э.), ученик Сократа. Он был первым теоретиком гедонизма, этической доктрины, согласно которой наслаждение (удовольствие) - единственное благо, цель жизни и главный мо­тив человеческих поступков. Единственным благом и счастьем Аристипп считал чувственное удовольствие, возникающее в.резуль­тате удовлетворения потребности, хотя бы и мимолетной, однако в достижении этого удовольствия он не считал необходимым уча­стие друrого человека.

Школу эпикурейцев, продолжавшую развивать концепцию ге­донизма, создал Эпикур (IV-111 век до н. э.), усматривавший, прежде всего - в чувстве сво­боды и собственной независимости. Он считал, что стремление че­ловека к вечности, бессмертию может реализоваться лишь путем устойчивости, сохранения человека как вида, так как лишь благо­даря памяти потомков достигается человеческое бессмертие. Эпикур считал, что развитие цивилизации должно идти параллель­но этическому прогрессу, ибо цивилизация, создавая большие воз­можности для совершенствования условий жизни человека, одно­временно порождает все новые потребности и желания, которые деморализуют людей, лишают их внутреннего покоя и противопо­ставляют друr друrу. Это является причиной конфликтов и может привести к гибели человека как вида и всей жизни на земле.

Поскольку Эпикур отрицал влияние богов на судьбу людей, хри­стианство распространило о нем мнение, что он одобрял распут­ство, обжорство, сладострастие.

Гиппокра·т (V-IV век дон. э.), создатель основ врачебной эти­ки и учения о темпераментах, считал, что частые половые акты укрепляют и увеличивают половой член, в то время как сексуаль­ное воздержание уменьшает его. В то время господствовало мне­ние, что мастурбация является причиной многих болезней. Это было обусловлено уровнем медицинских знаний, в частности, оши­бочным представлением о роли семени для здоровья человека. Гиппократ считал, что семя скапливается из всех частей тела,особенно из головы. Убежденность в развитии тяжелых болезней в связи с утратой семени возникла, в частности, потому, что в древ­ности семенная жидкость считалась наиболее важной, действую­щей стимулирующе на весь организм и поэтому ее потеря должна вызывать расстройства. К тому же семени приписывалось дейст­вие, которое осуществляют гормоны яичек. В связи с этим утрата семени должна вызывать все те нарушения, которые возникают лри выпадении эндокринной функции яичек. Семенем в то время считали любые выделения из мочевого канала, в том числе гной­вые при воспалительных заболеваниях. Поэтому все проявления этих болезней рассматривались как результат утраты семени. Гип­пократ описал заболевания, вызванные похотливостью, назвав их "Истощением позвоночника". "Эта болезнь поражала распутников, разрушая у них спинной мозг, т. е. позвоночник. У них нет лихо­радки и хотя они хорошо питаются, худеют и истощаются. Им кажется, что из головы вдоль позвоночника спускаются мурашки. Во время дефекации и мочеиспускания они теряют очень разжи­женную семенную жидкость. Они неспособны к оплодотворению,а во сне часто совершают сладострастные действия. Прогулки, особенцо по плохим дорогам, отнимают у них дыхание, вызывают слабость, шум в ушах и тяжесть в голове. В конце концов горячка лриводит их к гибелю".

Гиппократ утверждал, что при половом акте между мужчиной и женщиной происходит благотворный взаимный обмен жидкостя­ми, т. е. половой акт является своего рода взаимной "прививкой", укрепляющей здоровье вследствие восприятия выделений партне­ра противоположного пола. Этот взгляд оказал большое влияние на развитие так называемой rерокомии - концепции, согласно ко­торой мужчина может омолаживаться, вступая в половую связь с молодыми девушками. При этом от девушек в организм мужчины поступают' вещества, способствующие омоложению. Некоторые сторонники rерокомии считали, что не только половое сношение, но и даже просто соприкосновение с молодым телом (влияние его тепла» или дыхания») вызывает омоложение. В качестве приме­ра ссылались на библейского царя Давида, который держал при себе для этой цели Авиrею - молодую девушку из племени Сунам. Герокомия, осужденная и отвергнутая в средние века, в несколько иной форме появилась в конце XIX века во взглядах Вильгельма Райха (лечебное влияние "открытой" им оргональной энергии, которая является неэлектромагнитной силой и пронизывает всю природу), а в последние годы вновь отмечается в сексологии. Речь идет об исследовании биотоков, возникающих в период сексуаль­ного возбужденяи, и их целебном воздействии. Отчасти это нашло отражение в так называемом экстазоцентрическом направлении в развитии сексологии, сменившем господствовавшее в последние десятилетия так называемое оргазмоцентрическое направление.

В отношении гомосексуальных контактов Гиппократ придер­живался мнения, что мужественность и положительные качества взрослого мужчины через его семя могут передаваться подросткам:. Этот взгляд и обусловил соответствующее отношение к гомосексуализму в античной Греции.

Определенная информация о сексуальной жизни животных содержится в сочинении Плиния Старшего «Естественная исто­рия» (1 век н. э.), состоящее из 37 книг. В них описывается живая и неживая природа (ботаника, зоология, физиология, антрополо­ гия и т. д.).

Одной из наиболее дрeвних хирургических операций является обрезание крайней плоти, применявшееся с ритуальными целями в Древнем Египте 5 тыс. лет назад. Евреи также совершают ритуальное обрезание у младенцев на 8-й день их жизни, а мусульма­не - у детей в возрасте 3-14 лет. В Эфиопии и Индонезии обреза­ние делали также местные жители-немусульмане, обычно незадол­го до вступления в брак, в присутствии невесты и всего племени, так как обряд являлся своего рода экзаменом для.мужчины. У не­которых первобытных народов применяли так называемую инфибуляцию-закрытие входа во влагалище для предупреждения мастурбации или преждевременных половых сношений. И лишь супруг имел право устранить преграду своим ножом, .кремнем или половым членом. Римляне применяли инфибуляцию у евнухов она заключалась в том, что в крайнюю плоть вшивали кольцо.

С давних времен применяли также различные механические средства для достижения большего сексуального наслаждения, например, искусственный половой член, сделанный из кожи, дере­ва или резины (olisbos, parapilla, godemiche). В Риме во время полового сношения использовали целую систему приспособлений, вплоть до искусственного полового члена, закрепленного на коле­сах. В Риме также был известен инструмент, называвшийся muti­nus tutunus и имевший вид полового члена, на который, в сооrвет­ствии с древним свадебным ритуалом, наседала невеста, прежде чем супруг совершал с нею первое половое сношение. Это была механическая дефлорация, которую· впоследствии резко критико­вали христианские теологи. В то же время служительниц культа Весты (весталки) за недосмотр за вечным огнем наказыва­ли кнутами, а за утрату девственности заживо замуровывали.

Раскрыть комментарии 1

Ценность современного представления о сексуальном здоровье состоит, первым делом, в игнорировании формально-логического постулата о том, что здоровье — это первым делом отсутствие каких-либо болезненных изменений и проявлений («здоровье — это отсутствие болезни»). Постоянно возрастающий объем знаний делает возможным утверждать, что некоторые проблемы в сфере секса отнюдь не говорят о болезненных проявлениях и присущи подавляющему числу практически здоровых людей. Тем временем, полноценная реализация своей сексуальности в условиях различных культур оказалась более важной для здоровья индивидов, чем это предполагалось ранее.

Комментировать

Чтобы оставить комментарий , Вам необходимо Авторизоваться или пройти Регистрацию